Последние статьи

Реклама РСЯ
Главная / Статьи / Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Бюджетное законодательство РФ развивается в последнее время стремительными темпами. В связи с этим расширяются и многие институты, касающиеся регулирования его норм. В частности, усилилась ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Далее рассмотрим эту область более подробно.

Новое в бюджетном законодательстве

В первую очередь следует отметить, что до недавнего времени в нормативной базе отсутствовала важная кодификация по финансовым обязательствам. Бюджетное право в связи с этим не имело необходимых инструментов для осуществления должного контроля над исполнением правил. Ситуация существенно изменилась с принятием дополнительных нормативных актов. В частности, в части четвертой принятого кодекса устанавливается ответственность за нарушение бюджетного законодательства. С 1 июля 2002 года действует еще один нормативный акт. В его положениях регламентирована административная ответственность в финансовой сфере, определен перечень преступлений в области финансов.

Таким образом, сегодня к бюджетному законодательству относятся два кодекса, устанавливающих основные общие правила исполнения финансовых планов.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства: общее понятие

Факт совершения преступления вызывает определенную реакцию. Она выражается в применении тех или иных наказаний. Любой юридической ответственности присущи следующие признаки:

  • Отрицательная оценка действия, формирующего преступление, и субъекта, его совершившего.
  • Государственное принуждение.
  • Наступление неблагоприятных последствий для преступника, что составляет суть наказания.

Бюджетное право определяет следующие признаки преступлений в финансовой сфере:

  • Связь с отраслевой нормативной базой.
  • Привлечение к ответственности осуществляется уполномоченными на исполнение бюджета органами.
  • Основанием выступает нарушение норм в бюджетном законодательстве.
  • Возможность применения мер принуждения к лицу, которое виновно в ненадлежащем исполнении или невыполнении требований, установленных в отраслевой нормативной базе.
  • Особый порядок привлечения к ответственности.
  • Применение мер принуждения за преступления в финансовой сфере выступает в качестве средства обеспечения необходимого исполнения предписаний отраслевой нормативной базы.

Цели

Административная ответственность в финансовой сфере направлена на:

  • Наказание преступника. Это является методом его воспитания и средством для предупреждения последующих аналогичных деяний.
  • Обеспечение исполнения норм в бюджетном законодательстве. Это особенно актуально для случаев, когда в качестве преступника выступает лицо, получающее денежные средства.
  • Обеспечение защиты имущественных интересов сторон финансовых правоотношений.

Специфика

Бюджетно-правовая ответственность формируется в рамках общих финансовых обязательств. Она предполагает использование соответствующими органами, уполномоченными на исполнение денежных планов, определенных мер принуждения (наказания). Эти инструменты закреплены в законодательстве и возлагают на преступника дополнительные обременительные меры имущественного характера.

Положение субъектов

Характеризуя статус регионов РФ в сфере ответственности за нарушения финансового законодательства, следует отметить ряд обстоятельств, а именно:

  • Субъекты не могут устанавливать наказание за преступления в финансовой сфере. Это касается в том числе административной ответственности за неправомерные деяния. Установление наказания находится в компетенции уполномоченных на это федеральных органов власти.
  • Нарушение норм бюджетного законодательства регионов страны может выступать в качестве объективной стороны преступления в финансовой сфере. Оно будет основанием для применения соответствующих мер принуждения.
  • Субъекты РФ в лице структур, исполняющих региональные бюджеты, могут привлекать преступников к финансово-правовой ответственности за совершение неправомерных деяний в порядке, который регламентирован в БК.
  • Региональные органы могут возбуждать соответствующие дела по факту злоупотребления положением посредством составления соответствующего протокола.
  • Субъекты РФ могут быть привлечены к бюджетно-правовой ответственности за те или иные нарушения в финансовой сфере.
  • Органы власти регионов, уполномоченные на исполнение финансовых планов, могут понести наказания за злоупотребления. Это также касается и должностных лиц указанных структур. За нарушения в данном случае наступает административная ответственность.

Классификация преступлений и последствий: общие сведения

В теории права традиционно выделяют 5 видов ответственности:

  • Уголовную.
  • Административную.
  • Материальную.
  • Дисциплинарную.
  • Гражданскую.

Материальная ответственность наступает при причинении работником вреда предприятию. Дисциплинарное наказание может использоваться при невыполнении внутреннего производственного распорядка. В связи с этим отношения в рамках финансовой сферы не охраняются данными нормами.

Состав преступления

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства может быть уголовной. Это имеет место в случаях, когда в преступлении содержатся признаки, предусмотренные УПК. В ряде случаев предусматривается административная ответственность. Это касается преступлений, содержащих соответствующие признаки, указанные в КоАП. Действующее финансовое законодательство позволяет рассматривать бюджетную ответственность как самостоятельную категорию. Это обусловлено в первую очередь фактом существования финансового преступления, которое выступает в качестве основания для применения тех или иных наказаний. Также возможность обособления связана с мерами принуждения. Они предусмотрены в ст. 282 и 289-306 БК РФ.

Меры принуждения

В статье 282 приведен следующий перечень:

  • Предупреждение о ненадлежащем выполнении финансового процесса.
  • Изъятие средств бюджета.
  • Блокировка расходов.
  • Наложение штрафа.
  • Приостановление операций по расчетным счетам в кредитных компаниях.

К прочим мерам относят прекращение либо сокращение поступления всех форм денежной помощи, возмещение ущерба получателем в размере недофинансирования, аннулирование муниципальных либо государственных гарантий.

Разъяснение терминов

В ряде случаев в сфере бюджетной ответственности используются такие определения, как «юридическая ответственность», «санкция», «наказание». В теории права, как и в отраслевых дисциплинах, выделяют определенные категории мер принуждения. В частности, это могут быть:

  • Предупреждение.
  • Принуждение.
  • Меры правовосстановительного характера.
  • Юридическая ответственность.

Учитывая вышесказанное, становится ясно, что термин «меры принуждения» имеет наиболее широкий смысл. Наказание допустимо исключительно в рамках юридической ответственности. Оно выступает в данном случае в качестве ее меры. В отраслевой нормативной базе не используются санкции за нарушение бюджетного законодательства. В общем смысле данное определение выражает часть нормы, которая содержит последствия исполнения или уклонения от выполнения установленного правила. В Бюджетном кодексе принят термин «меры принуждения». Это, по мнению многих экспертов, наиболее четко отражает суть норм.

Меры пресечения

Как выше было сказано, ответственность за нарушение бюджетного законодательства преследует цель прекратить преступление, предотвратить причинение имущественного ущерба. В категорию мер пресечения в финансовой сфере входят:

  • Блокировка расходов.
  • Прекращение либо сокращение поступлений финансовой помощи из бюджета.
  • Замораживание операций по расчетным счетам в кредитных компаниях.
  • Аннулирование гарантий (муниципальных, государственных).

В данном случае никаких дополнительных обременений для преступника не предусмотрено.

Восстановительные меры

Они направлены на устранение, компенсацию убытков и вреда, которые были причинены как получателям денежных средств, так и общественно-территориальным формированиям преступными действиями в финансовой сфере. В категорию правовосстановительных мер входят:

  • Выплата компенсации получателю средств в сумме недофинансирования.
  • Пеня.
  • Изъятие бюджетных средств в бесспорном порядке. Это могут быть средства:
    • применяемые по целевому назначению;
    • подлежащие возврату, срок которого истек, проценты за пользование средствами, которые были предоставлены на возвратной основе, время выплаты которых наступило.

    Применение данных мер также не предполагает дополнительного обременения для преступника.

    Практика применения

    Существуют разные виды нарушений бюджетного законодательства. В зависимости от состава преступления будет применяться мера принуждения. Сегодня достаточно часто применяются штрафы за нарушение бюджетного законодательства. Так, к примеру, ст. 292 БК РФ предусматривает меры принуждения за несвоевременное предоставление или уклонение от предоставления отчетов и прочих сведений, необходимых для составления финансовых проектов, последующего их исполнения и контроля данного процесса. В положениях статьи указывается на штраф, который предусмотрен КоАП, а также предупреждение о последствиях данного преступления. В ст. 19.7 КоАП установлена аналогичная санкция за непредставление необходимой информации. Как видно, указанные злоупотребления имеют одну природу. В связи с этим можно сделать вывод о том, что наказание, которое предусматривается ст. 292 БК РФ, выступает в качестве меры административной ответственности.

    В заключение

    Резюмируя все сказанное выше, можно сделать вывод о том, что новая действующая сегодня редакция бюджетного законодательства предусматривает 3 типа ответственности:

    • Уголовную.
    • Финансовую.
    • Административную.

    В ряде случаев за одно преступление могут применяться две меры принуждения. Например, наложение штрафа и вынесение предупреждения. Такие преступления относятся к категории сложных.

    Фотогалерея (6 фото)

    15.12.2016