Содержание
Помещение товаров под таможенный режим в зависимости от цели вывоза либо ввоза продукции и прочих обстоятельств позволяет применять к ним разные инструменты правового регулирования. Что, в свою очередь, дает возможность наиболее полно учитывать интересы и потребности сторон внешнеэкономической деятельности. В конечном счете все это способствует развитию обмена и других процессов, касающихся непосредственно международной торговли. Далее рассмотрим подробнее, какие бывают таможенные режимы товаров.
Термин «таможенный режим», как и многие другие правовые категории, может рассматриваться в широком и узком смыслах. В первом случае понятие предусматривает наличие определенного сочетания финансово- и административно-правовых инструментов регулирования. Данный правовой режим определен таможенным законодательством. Он необходим для регламентации отношений, формирующихся при перемещении транспортных средств и продукции через границу между лицом, осуществляющим транспортировку, и уполномоченным проверяющим органом.
В узком значении таможенный режим РФ – это особая процедура, которая предусматривает комплекс условий и требований. К ним, в частности, относят:
Виды таможенных режимов определяются в зависимости от того либо другого основания (признака). Классификация по отдельным группам или типам имеет особое юридическое значение. Прежде всего она способствует уяснению роли, которую исполняет тот или иной таможенный режим в механизме общего регулирования оборота продукции, а также более детальному изучению разных аспектов правой регламентации. Разделение в соответствии с позицией в общей хозяйственной деятельности, а также экономическом воспроизводстве наиболее полно раскрывает содержание рассматриваемого понятия.
В соответствии с классификацией по роли и позиции в общем хозяйственном обороте выделяют две группы: экономические и простые таможенные режимы. Данное разделение закреплено в ст. 155 ГК. Для осуществления регулирования в рамках рассматриваемой сферы по отношению к продукции установлены следующие категории:
Простой таможенный режим отличается общим, не предусматривающим никаких изъятий или ограничений порядком использования методов и средств регулирования. Он применяется в ходе относительно самостоятельных и законченных коммерческих операций. Простые режимы разделяются на:
Тот или иной основной таможенный режим используется чаще всего в ходе внешней торговли продукцией. Завершающие и основные виды процедур предполагают окончание нахождения ввезенной продукции под контролем. Это, в свою очередь, означает, что их оформление заканчивается. Понятие «завершающий» в контексте темы может служить для прекращения действия какого-нибудь другого режима. При этом продукция приобретает итоговый статус. К специальным режимам относят те, которые не обладают экономическим значением. Однако при этом они предусматривают достижение каких-нибудь специфических целей. Состав субъектов, использующий специальные режимы, в большинстве случаев ограничивается определенным кругом лиц. К ним, например, относят авиакомпании, владельцев магазинов беспошлинного оборота продукции, воинские части и прочие. Экономический таможенный режим отличается более гибким применением правовых инструментов регулирования. Это, в свою очередь, формирует дополнительные возможности в вопросе не только расширения сферы внешнеторговых операций, но и развития прочих форм в области экономической международной интеграции.
Существует ряд основополагающих критериев, в соответствии с которыми тот или другой таможенный режим может быть отнесен в категорию экономических. Среди них следует привести:
В соответствии с этим критерием выделяют три типа режимов экономического характера:
По данному критерию режимы подразделяются на:
К первой категории режимов, предусматривающих ввоз товаров на территорию РФ, можно отнести:
К вывозным режимам относят:
В третью группу входит транзит. Комбинированными режимами считаются перемещение припасов и таможенный склад.
Оно существует для некоторых таможенных режимов. Использование товаров может быть ограниченно:
В качестве основного требования в этих случаях выступает физическое размещение продукции на определенной территории и нахождение в ее пределах на протяжение всего предусмотренного периода. Вывоз товаров за границы таких зон, как правило, требует смены таможенного режима.
В соответствии с тем сроком, который определен для нахождения транспортных средств и товаров под тем или иным таможенным режимом, различают бессрочные и срочные периоды. К категории, ограниченной конкретными временными рамками, относят, например:
В правовой регламентации некоторых таможенных режимов срочного типа предусматривается требование о размещении товаров в неизмененном виде и состоянии. Исключение составляют изменения, наступившие в результате естественной убыли либо износа при нахождении в нормальных условиях хранения, транспортировки, эксплуатации (использования) и прочих обстоятельствах подобного рода. В рамках иных процедур предусмотрено их активное использование. По окончании установленного периода таможенный режим завершается в соответствии с установленным порядком. При этом транспортные средства и продукция в зависимости от конкретных требований вывозятся за пределы зоны. Они могут быть также заявлены к другому режиму, потреблены либо переработаны.
В соответствии с действующим законодательством, вывоз и ввоз товаров на таможенную территорию России предполагает обязанность уполномоченных лиц поместить их под один из режимов и соблюдать его. В ходе внешней торговли в некоторых случаях в момент импорта не всегда известен способ распоряжения ввозимой продукцией. Осуществление необходимых операций в таких случаях может быть существенно облегчено путем помещения товаров на таможенный склад.
Это обусловлено тем, что коммерсант может выбрать между реализацией продукции на национальном рынке и переотправкой ее за границу. При утрате качества импортеры, как правило, выбирают режим уничтожения. Такие ситуации имеют место в случае слишком продолжительного хранения продукции. Применение режима отказа в государственную пользу связано напрямую с неэффективностью либо невозможностью реализовать импортную продукцию на российском рынке. На практике такие случаи имеют место при значительном увеличении ставок ввозных пошлин и налогов. Резкое повышение таможенных платежей может снизить конкурентоспособность импортной продукции в сравнении с аналогичными товарами российского производства.