Систематизация законодательства: понятие и виды

В статье рассмотрена систематизация законодательства, понятие и виды таких форм правотворчества, как консолидация, инкорпорация и кодификация. Также представлены этапы проведения систематизации и проблемные вопросы регулирования кодификации законодательства.

Основное понятие

Понятие систематизации законодательства можно представить в виде целенаправленной деятельности компетентных органов, которая нацелена на совершенствование и упорядочение законодательства с целью удобства применения и использования на практике.

Понятие систематизации включает несколько форм правовой деятельности:

  • сбор существующих нормативных актов, их размещение и обработка по определённой системе;
  • издание различных сборников и собраний;
  • принятие актов на основе объединения разрозненных норм права, которые были выданы по одному запросу;
  • систематизация законодательства на базе принятия актов, в которых содержатся старые и новые нормы права.

Признаки и принципы систематизации

Исходя из функций учреждений, осуществляющих учёт законодательных актов, можно выделить такие принципы систематизации:

  • достоверность информации, основанной на официальных источниках, а также на своевременности фиксации изменений, которые вносились в правовые акты;
  • систематизация законодательства, выражающая полноту информационной базы, обеспечивающей фиксацию справочной информации;
  • удобство использования, которое необходимо для качественного и оперативного поиска правовых сведений.

Признаки систематизации:

  • осуществляется правомочными органами, но в практике встречается и неофициальная систематизация;
  • приставляет собой особый вид юридически значимой деятельности;
  • систематизация законодательства по своей природе направлена на создание кодифицированных законодательных актов;
  • объектом деятельности выступает законодательство в виде системы правовых актов;
  • выражается в виде непрерывной деятельности правомочных лиц.

Цели

Системность изначально заложена в правовой природе всех существующих нормативных актов. Систематизация российского законодательства включает такие цели:

  • установление, а также устранение существующих дефектов законодательства;
  • информационное влияние норм права на человеческое правосознание;
  • обеспечение максимального удобства пользования законодательными актами;
  • повышение эффективности действующего законодательства;
  • содействие исследованию и изучению законодательства.

Систематизация законодательства отличается следующими свойствами:

  • обеспечивает обнаружение и ликвидацию всех несоответствий в нормах права, которые являются устаревшими или противоречащими друг другу;
  • позволяет производить совершенствование действующих норм права, придавать им непротиворечивость и системность;
  • дает возможность быстро ориентироваться в нормативной базе.

Формы и виды

Формы систематизации законодательства подразумевают следующее:

  • подготовку и издание различных сборников и собраний нормативных актов;
  • сбор государственными органами, учреждениями и предприятиями действующих правовых актов, их хранение и обработку;
  • подготовку и принятие норм права на базе объединения разрозненных актов;
  • принятие новых нормативных актов.

Виды систематизации законодательства:

  • Кодификация.
  • Инкорпорация.
  • Консолидация.
  • Кодификация

    Этот элемент систематизации представляет собой форму переработки действующих норм права, также он представлен в виде способа упорядочения законодательства, освобождения от устаревших норм.

    Систематизация и кодификация законодательства могут быть нескольких видов:

  • Всеобщая кодификация – принятие определённой серии кодификационных норм, а также создание согласованной системы правовых актов.
  • Межотраслевая кодификация. Допускает объединение норм права не в соответствии с отраслями, а по принципу регулирования всех категорий общественных отношений. Этот вид кодификации ещё называют комплексным, так как он считается дополнительным направлением в кодификационных работах, которые представляют существенное значение для общества.
  • Отраслевая кодификация. Выступает в виде формы систематизации законодательства, которая, по сути, охватывает те или иные отрасли права.
  • Специальная кодификация – издание актов, которые регулируют тот или иной институт права.
  • Кодификация. Основные характеристики

    Кодификация имеет ряд отличительных черт:

    • регулирует значительную сферу отношений (трудовые, имущественные, брачно-семейные отношения);
    • кодифицированные акты координируют принципиально важные вопросы касательно общественной жизни, являющиеся нормативной основой того или иного института законодательства;
    • способы систематизации законодательства, выступающие в виде кодификации, рассчитаны на создание стабильных и устойчивых норм, которые направлены на длительный срок воздействия;
    • будучи итогом в совершенствовании законодательства, кодификация представлена в виде сводного акта, упорядочиваемого совокупность всех взаимозависимых друг от друга предписаний;
    • является документом, который включает в себя проверенные жизнью и практикой действующие нормы, обусловленные динамикой жизни общества.

    Инкорпорация

    К способам систематизации законодательства относится инкорпорация. Этот элемент представлен в виде формы систематизации, при которой правовые акты одного из уровней объединяются частично или полностью в издаваемые сборники.

    Инкорпорация представлена в виде постоянной деятельности государственных и других органов для поддержания законодательства в контрольном состоянии, для обеспечения его доступности, снабжения широкого круга субъектов достоверной информацией касаемо законов и нормативных актов действующей редакции.

    Инкорпорация выступает в виде низшего уровня систематизации и является предпосылкой для кодификации. Ее особенность заключается в том, что в правовое содержание актов не вносятся какие-либо изменения, поэтому и содержание таких норм, по сути, остается неизменным. Именно это свойство отличает ее от консолидации и кодификации.

    Классификация

    Виды систематизации законодательства в форме инкорпорации делятся в соответствии с юридической силой, характером размещения и объёмом охваченного материала, а также с методом его обработки.

    Исходя из юридической силы принятых собраний и сборников по субъекту, который производит систематизацию, различают такие виды инкорпорации:

    • Официальная – осуществляется по поручению, от имени или же с санкции уполномоченного органа правотворчества, который одобряет или утверждает подготовленный свод законов. Такое собрание законов наделено официальным характером, а следовательно на его материалы можно ссылаться в случае правоприменительной или правотворческой деятельности.
    • Полуофициальная – издание сборников и собраний законодательства, исходя из поручения правотворческого органа, специально уполномоченными органами. Правотворческий орган не производит официального одобрения и утверждения сборников, поэтому такие нормативные тексты не наделены официальным характером.
    • Неофициальная – осуществляется субъектами, не имеющими специальных полномочий для издания собраний законодательства. Поэтому такой вид деятельности осуществляется только по инициативе самого субъекта, и нормативные акты, соответственно, правовой силой не наделяются.

    В соответствии с характером расположения материала инкорпорация бывает:

  • Хронологической – нормы права расположены последовательно, исходя из даты издания. В таком порядке публикуются подзаконные акты и законы.
  • Систематическая – нормативные акты размещены по тематическим разделам, исходя из содержания. В каждом разделе произведено распределение актов в соответствии с предметным принципом (иными словами, исходя из сфер государственного воздействия).
  • Смешанная – при такой форме систематизации издания законодательных норм сочетаются по предметному и хронологическому принципу расположения материала. Это означает, что разделы собраний составляются тематически, а нормативные акты располагаются в порядке хронологии.
  • Инкорпорация также классифицируется на основании объёма охваченного нормативного материала. По такому признаку различают частичную (отраслевую) и генеральную (полную) инкорпорацию.

    Исходя из методов обработки норм права, систематизация бывает:

  • Простой – из нормативных актов исключаются отменённые нормы, а также те положения, срок действия которых истёк.
  • Сложной – из сборников подлежат исключению формально не отменённые, но в то же время утратившие силу акты.
  • Результат такого типа систематизации – инкорпорированные сборники, своды, собрания.

    Консолидация

    Способы систематизации законодательства, выступающие в консолидации, представлены в форме нормативного воздействия, при котором действующие нормативные акты подлежат объединению без изменения содержания. В этом случае акты правотворчества объединяются по признаку относимости к одному из видов общественной деятельности. Они подлежат утверждению органом правотворчества в качестве нового источника права, а предшествующие акты признаются утратившими законную силу.

    Субъектами консолидации являются официальные органы правотворчества.

    Стадии

    Этапы систематизации:

  • Составление плана работы, указываются этапы, цели, необходимые средства для обеспечения такого рода мероприятия.
  • Подбор формы систематизации.
  • Определение объёма предполагаемого нормативного материала, который подлежит обработке.
  • Сбор и обобщение правового материала, а также его регистрация.
  • Освобождение материала от актов, которые были ранее отменены.
  • Составление списков актов, которые фактически не являются действующими, в силу чего подлежат исключению из последующей кодифицированной работы.
  • Утверждение оформленного списка с органами, которые принимали участие в утверждении непринятых актов законодательства.
  • Исключение из текстов действующих норм права вводных частей.
  • Создание алфавитной картотеки.
  • Разработка сборника, в котором будет изложен материал.
  • Установление имеющихся противоречий в законодательстве.
  • Проблемы систематизации законодательства

    К основным недостаткам группирования отечественного материала относят следующие:

  • Часть разделов имеет устаревшее деление.
  • Финансовое право недостаточно глубоко разработано, так как не предполагает в своём составе раздела «Бухгалтерский учёт».
  • Классификатор имеет ряд ошибок, например, «Доверительная собственность» –подраздел, который содержится в разделе о собственности (Гражданский кодекс не предусматривает подобного института).
  • Среди форм фактически существующих образований встречаются такие виды организаций, как инофирмы, малые и совместные предприятия, биржи. Все это формы, не предусмотренные действующим Гражданским кодексом.
  • Заключение

    В статье была рассмотрена систематизация законодательства, понятие и виды такой юридической деятельности, как кодификация, инкорпорация и консолидация. Основной особенностью систематизации является упорядочение законодательства совместно с его совершенствованием и обновлением. Итоговая цель систематизации – принятие новой, стабильно работающей законодательной системы.

    15.12.2016