Образ Зевса — от мифов до современного искусства

Верховные божества занимали особое место в греческом пантеоне, поэтому Зевс, как правитель Олимпа, привлекал больше всего внимания. Его образом вдохновлялись несколько тысячелетий подряд, а количество легенд и мифов о громовержце вообще трудно сосчитать. Чем же запомнился повелитель молний в истории?

Образ древнегреческого бога Зевса в современном мире

Любовный интерес Зевса

Характерно, что создавая олимпийскую семью богов и периодически вступая в брак, Зевс старался приумножить в первую очередь свою мудрость. Несмотря на его любвеобилие, бог ставил ум выше велений сердца и мог легко расстаться с избранницей, если она каким-либо образом угрожала его высокому статусу. Такая история произошла с Метидой: Зевс проглотил её, опасаясь рождения наследника, который превзойдет его по силе. Из всех официальных жён, только Гера могла соревноваться с ним по влиянию – согласно мифам, они более 300 лет скрывали свой брак.

На сайте https://whoiszeus.by/, пишет что хотя Зевс никогда не отличался верностью и его многочисленные любовные похождения и измены давно стали главной сюжетной линией для большинства историй. Zeus покорял дам, пользуясь божественными чарами, и только изредка прибегал к непререкаемому авторитету владыки Олимпа. Большинство романов были основаны на довольно странных способах соблазнения при помощи метаморфоз:

  • змей – Деметра и Персефона;
  • бык и птица — Европа и Ио;
  • лебедь — Немесида;
  • орёл — Ганимед;
  • перепела — Лето;
  • муравей — Евримедуса;
  • золотой дождь — Даная;
  • пастух — Мнемосина;
  • сатир — Антиопа;
  • голубь — Фтия.

Мало кто сумел устоять перед чарами громовержца: только Синопа и Медея отвергли Зевса. Причём только божественными связями он не ограничивался: правитель Олимпа вступал в бесчисленные союзы со смертными женщинами, и от этих связей на свет появлялись полубоги и герои Эллады.

Таланты и покровительство

Согласно греческой мифологии Зевс повелевал громом и молнией, именно эти стихии прочно закрепились за ним в истории. Но в реальности функции бога не заканчивались: он также распределял добро и зло на земле, вложил в людей стыд и совесть. Во многих мифах он представал как некая грозная карающая сила, которые ассоциируют с судьбой. Он мог предвидеть будущее и даже предрекать судьбу с помощью сновидений или природных явлений. Иногда даже общественный порядок был построен ним, ведь Зевса нередко называли покровителем обиженных и молящих, хранителем традиций и семейного очага.

Судя по некоторым эпитетам, Zeus некогда объединял в себе функции жизни и смерти, обладая и землей и подземным миром, почти как Аид. От этих же историй и пошло мнение, что громовержец мог дарить бессмертие избранным – полубогам, героям или обычным людям, которые попали под его милость.

Громовержец в мире искусства

Традиционный образ Зевса довольно часто использовался в искусстве, причем как в классических, так и в более современных формах. Бог часто изображался царственным и могучим мужчиной зрелого возраста с благородными чертами лица, обрамленного густыми локонами (но облик человека – не единственный вариант перевоплощений) с суровым выражением лица. Нередко ему добавляли ради суровости бороду и типичные атрибуты власти – корону из дубовых листьев и оливковых веточек. Даже позы Зевса имели типичный божественный формат: на многих картинах он восседает на внушительном троне, держа в руках скипетр и молнию – два самых узнаваемых символа. Возможно, такая иконография восходит к знаменитой статуе Зевса Олимпийского, созданной скульптором Фидием: она известна как одно из семи чудес Древнего мира.

Прославилась и бронзовая статуэтка громовержца, созданная неизвестным художником. Там обнажённый бог изображен шагающим вперед, готовым метнуть молнию: данная поза впоследствии повторяется на других статуэтках. Знаменитые статуи в память о главном боге Олимпа расположены во многих странах: Россия, Австрия, Германия, Дания, Италия, Франция, Турция и США.

А вот живописцы старались сделать акцент не на силе и влиянии Зевса, а превратить его в персонажа любовных историй, обманывающий женщин и принимающий множество обличий, учитывая многочисленные мифы Греции на эту тему. На картинах с изображением бога обычно отражена ключевая сцена: похищение возлюбленной, момент свидания или последствия наказаний. Многие картины были созданы в эпоху барокко, которая попала на 17-18 ст., на период, когда возродился интерес к мифологии.

Также его облик постоянно чеканился на монетах, был выгравирован на фресках, а личность воплощена в бесчисленных поэтических произведениях (например, в «Илиаде»). Наконец, необычное амплуа Zeus встречается в различных религиозных и культурных обрядах и праздниках народов, которые до сих пор проводят соответствующие ритуалы.

20.07.2023