Система органов прокуратуры РФ
Сегодня Россия идет по пути формирования правового государства. Для достижения поставленной цели правительство осуществляет демократические преобразования. Этот курс формирует предпосылки для усиления роли прокуратуры, выступающей в качестве надзорного централизованного органа, в укреплении правопорядка и законности в стране, обеспечении сохранности свобод и прав людей. Далее рассмотрим этот институт более подробно.
Общие сведения
Место прокуратуры в системе органов госуправления имеет сегодня ключевое значение. Фундаментальные направления власти – судебная, исполнительная, законодательная – не исключают возможности для существования и других самостоятельных институтов. Наличие их определяется действительными потребностями, которые свойственны жизни в стране, необходимостью обеспечить демократический контроль над функционированием основных ветвей. Прокуратура в системе государственных органов исполняет задачи по устранению любых злоупотреблений законами, с чьей бы стороны они ни исходили. Вместе с этим данный институт способствует тесному взаимодействию всех ветвей власти, их согласованному и единому функционированию. Все направления заинтересованы в укреплении и сохранении законности. Обеспечить ее как раз и призвана система и структура органов прокуратуры.
Правовой статус
В соответствии с содержанием Конституции, система органов прокуратуры Российской Федерации не может относиться к судебной либо исполнительной власти. Правосудие осуществляется только судом. Исполнительные органы формируют соответствующую систему. Она призвана осуществлять реализацию закона. Система органов и учреждений прокуратуры представляют собой федеральный институт. До принятия Основного закона 1993 года он был в определенной степени контрольным подразделением законодательной ветви.
Этому соответствовал существовавший порядок назначения Генпрокурора, его подотчетность исключительно высшим институтам власти. Таким образом, сотрудничество осуществлялось преимущественно с законотворчеством. Сегодня, являясь главой страны, президент ответственен за состояние правопорядка. Система органов прокуратуры должна являться опорой для его власти, способствовать преодолению правовой нестабильности в обществе, усилению авторитета законов и нормативных актов, принимаемых в соответствии с ними.
Содержание института
По ст. 129 Конституции и ст. 1 ФЗ прокуратура РФ являет собой централизованную целостную систему органов. Она осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории страны, уголовное преследование в рамках полномочий, которыми она наделена УПК. Система и организация органов прокуратуры координирует деятельность правоохранительного института по борьбе с преступностью. Она также исполняет и другие функции, которые возлагают на нее ФЗ.
Система органов прокуратуры РФ
Данный институт имеет достаточно много подразделений. Согласно ФЗ, в систему органов прокуратуры входят звенья краев, областей, республик, городов Санкт-Петербурга и Москвы, автономных округов и областей, районов и городов. В основе построения института лежит административное устройство, установленное Конституцией. К нему относится также система органов военной прокуратуры, транспортные, природоохранительные и некоторые другие подразделения. Территориальная ветвь соответствует устройству страны. В некоторых случаях наименование подразделений отличается определенным своеобразием. Оно вытекает из особенностей территориального разделения ряда субъектов страны. В частности, в Республике Бурятия действуют прокуратуры улусов, в Тыве – кожуунов, а не районов.
Специфика подразделений Москвы
В этом городе система органов прокуратуры состоит из подразделений, относящихся к административным округам и муниципальным районам. Таким образом, здесь действуют межрайонные отделения. Они обеспечивают надзор на территориях некоторых муниципальных районов. Также функционируют подразделения административных округов. Они имеют статус городских прокуратур с районным делением. Подразделения административных округов обеспечивают руководство межрайонными отделениями. Они осуществляют непосредственный надзор за соблюдением законности на подведомственных территориях.
Специализированные подразделения
К их числу относят Управление по надзору на транспорте и в сфере таможни. Система органов прокуратуры включает в себя транспортные отделения, приравненные по статусу к подразделениям субъектов страны. Данная ветвь создавалась преимущественно для железнодорожной сети и прочих транспортных магистралей. В подчинении Московской транспортной прокуратуры находятся авиационное и речное подразделения. Они имеют статус районных формирований.
К специализированной ветви относятся также прокуратуры воинских частей. Они осуществляют надзорную деятельность в закрытых административно-территориальных формированиях, на объектах, имеющих особую важность, а также образованиях некоторых ведомств и министерств. Во всех субъектах действуют природоохранные прокуратуры. Они наделены статусом районных и подчиняются соответствующим подразделениям автономных округов, областей, краев, республик. Природоохранные отделения выполняют надзор за соблюдением законодательных актов, регулирующих сферу экологической защиты, предприятиями, должностными лицами, организациями, гражданами, общественными объединениями.
Уголовное преследование
Для усиления воздействия на состояние законности в ходе исполнения наказания в форме лишения свободы и прочих принудительных мер, которые назначаются судом, действуют соответствующие прокуратуры. Они осуществляют контроль над соблюдением законности в уголовной сфере. Данные подразделения имеют статус районных. Они находятся в подчинении соответствующих субъектных прокуратур. Подразделения, в ведомстве которых находятся исправительные центры, исполняют обязанности по надзору за ходом исполнения законов и соответствия им правовых актов, соблюдением свобод и прав человека и гражданина.
Образовательные и научные объединения
Система органов прокуратуры включает в себя также НИИ, два института по повышению квалификации. НИИ занимается проблемами укрепления правопорядка и законности. В институте по повышению квалификации осуществляется работа с руководящим и личным составом подразделений. Кроме этого, сформированы три учебных учреждения в составе Московской и Уральской юридических академий и Госакадемии права (Саратов).
Генеральная прокуратура
Она возглавляется соответствующим должностным лицом, имеющим заместителей и помощников. В Генеральной прокуратуре сформирована коллегия, а также созданы особые подразделения. К ним, в частности, относят:
- Секретариат.
- Организационно-контрольное ведомство.
- Отдел по надзору за расследованиями особо важных дел.
- Следственное управление.
- Отдел криминалистики.
- Организационно-методическое управление.
- Управление кадров и прочие.
Научно-консультативный совет
Система органов прокуратуры РФ включает в себя подразделение, деятельность которого связана с рассмотрением вопросов по деятельности непосредственно звеньев рассматриваемого института. Функционирование научно-консультативного совета осуществляется в соответствии с Положением. Оно утверждается высшим должностным лицом – Генеральным прокурором.
Полномочия
В Российской Федерации Генпрокурор осуществляет:
- Руководство деятельностью подразделений и контроль над их работой.
- Издание инструкций, положений, распоряжений, указаний и приказов, обязательных к исполнению всеми сотрудниками учреждений и органов прокуратуры. Данные акты направлены на регулирование вопросов планирования деятельности и установление порядка реализации мер социального и материального обеспечения работников.
- Определение структуры и штатов Генпрокуратуры и подчиненных органов в пределах фонда по оплате труда и выделенной численности.
- Назначение и освобождение от должностей начальников управлений, главных, в том числе, советников, заместителей, помощников по особым поручениям, старших служащих (криминалистов и следователей).
Назначение
Генпрокурор принимается на должность и освобождается от нее СФ ФС РФ по представлению президента страны. Данное положение предусмотрено в ст. 129, ч. 2 Конституции и ст. 12, ч. 1 соответствующего ФЗ. В случае неодобрения кандидатуры, предложенной президентом, в течение 30 дней глава страны представляет СФ новую. Срок полномочий Генпрокурора – пять лет.
Деятельность в субъектах
Прокуроры регионов РФ и приравненные к ним иные сотрудники подотчетны высшему должностному лицу. В их полномочия входит руководство деятельностью служащих районов и городов. Они издают указания, распоряжения, приказы, обязательные к исполнению всеми подчиненными сотрудниками, корректируют штатные расписания своих и подчиненных аппаратов в пределах фонда заработной платы и выделенной численности.
Коллегии
Они формируются в прокуратурах субъектов, приравненных к ним специализированных подразделениях. В их составе присутствуют председатель, заместители и прочие работники. На заседаниях коллегий рассматриваются наиболее важные дела и вопросы, связанные с деятельностью прокурорских органов, выполнением указаний и приказов высшего должностного лица, касающиеся осуществления надзора и исполнения законов. Кроме того, заслушиваются отчеты начальников управлений и прочих подразделений, обсуждаются вопросы по подбору, воспитанию и расстановке кадров, проекты различных приказов.
Районные и городские ведомства
Руководящий состав данных подразделений назначается и освобождается от должностей Генпрокурором. Срок полномочий начальников – пять лет. Они подотчетны вышестоящим сотрудникам. В районных и городских управлениях устанавливаются должности заместителей, помощников, прокуроров-криминалистов, старших следователей, служащих по делам особой важности. Эти должностные лица принимаются на работу и увольняются по распоряжениям руководства республиканских, краевых, областных управлений, а также подразделений Москвы и СПб, автономных округов и областей. Прокурорами осуществляется управление деятельностью районных подразделений и приравненных к ним, внесение предложений вышестоящим должностным лицам об изменениях в штатной численности и кадровом составе своих аппаратов и подчиненных им управлений.
Дополнительные сведения
На протяжении всего срока своих полномочий прокурор может освобождаться от должности:
- По собственному желанию.
- В связи с отставкой.
- Вследствие перевода на другую работу.
- В связи с невозможностью исполнять свои обязанности.
- По результатам аттестации.
- При совершении преступления, установленного приговором суда, вступившим в силу, и по прочим основаниям.
В заключение
Как и прочие отраслевые законодательства, нормативная база, на основании которой осуществляет свою деятельность система органов прокуратуры РФ, нуждается в серьезной доработке, совершенствовании. Дальнейшее развитие должно осуществляться по пути укрепления статуса всего института как централизованной надзорной правозащитной ветви. Должностные лица в целях повышения эффективности своей деятельности могут быть наделены дополнительными полномочиями (правами).
Этот шаг позволит более точно исполнять свои функции, решать поставленные задачи. Вместе с этим должна повышаться обязательность исполнения законных прокурорских предписаний, которые направлены на устранение, а также предупреждение преступлений, восстановление ущемленных интересов и свобод граждан и юрлиц. Непременным условием успешной деятельности института является более обстоятельная детализация надзорных и прочих действий сотрудников, а также усиление защиты, физической в том числе, работников от посягательств и нежелательных воздействий со стороны криминальных элементов и прочих заинтересованных лиц. Только в этом случае система и структура органов прокуратуры сможет максимально четко обеспечить реализацию задач правительства.